Реклама

https://czrc.ru/services/ognestojkost-stroitelnyh-konstrukcij/

Главная / Аналитика / Опыт энергосбережения / Энергосбережение в странах СНГ

Казахстан. Политика повышения энергоэффективности

Правительство Казахстана в постановке целей по повышению энергоэффективности и энергосбережения ставит количественные цели именно исходя из показателей энергоемкости. Так, в программе «Энергосбережение 2020» поставлены цели по снижению энергоемкости ВВП на 30% к 2015 году и не менее чем на 40% к 2020 году от уровня 2008 года. Представляем Вашему вниманию «Обзор государственной политики Республики Казахстан в области энергосбережения и повышения энергоэффективности». Обзор подготовлен Секретариатом Энергетической Хартий и Ассоциацией KAZENERGY при поддержке Центра по энергетике АО «Казахский институт нефти и газа» и АО «KEGOC».

Казахстан. Политика повышения энергоэффективности

Республика Казахстан – индустриальная страна, одним из основных источников экономического роста которой является добыча полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база страны состоит из более 5 тысяч месторождений, прогнозная стоимость которых оценивается в десятки трлн. долларов США. Республика занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе место по запасам серебра, свинца и хромитов, третье – по меди и флюорита, четвертое – по молибдену, шестое – по золоту. В части энергетических ресурсов, в соответствии со Статистическим обзором мировой энергетики, подготовленным компанией BP в 2014 году, Казахстан занимает 12 место в мире по подтвержденным запасам нефти и 21-е место – по подтвержденным запасам газа. Кроме того, республика занимает 8 место по запасам угля и 2 место по запасам урана.

Казахстан также имеет значительные запасы нефти и газа, которые сосредоточены в западных областях страны. Сегодня Казахстан относится к разряду ведущих нефтедобывающих государств мира, с годовым уровнем добычи более 80 млн. тонн нефти и газового конденсата, при этом планируется увеличить ежегодную добычу нефти до 120 млн. тонн к 2020 году.

Помимо промышленности, в Казахстане традиционно большое внимание уделяется развитию сельского хозяйства. Казахстан входит в десятку ведущих мировых экспортеров зерна и является одним из лидеров по экспорту муки. До 70% пахотных земель на севере страны занято зерновыми и техническими культурами – пшеницей, ячменем, просом. На юге страны выращивают рис, хлопчатник, табак.

Экономическая география Казахстан состоит из пяти крупных экономических районов:

• Северный Казахстан - развиты зерновое хозяйство, добыча железной руды и каменного угля, машиностроение, производство нефтепродуктов и ферросплавов, энергетика.

• Восточный Казахстан - цветная металлургия, энергетика, машиностроение и лесное хозяйство.

• Западный Казахстан - крупнейший нефтегазодобывающий регион.

• Центральный Казахстан - чёрная и цветная металлургия, машиностроение, животноводство.

• Южный Казахстан - цветная металлургия, приборостроение, лёгкая и пищевая промышленность, рыбное и лесное хозяйство. Сельское хозяйство представлено производствами хлопка, риса, шерсти, зерна, плодоовощной продукции.

Внешнеторговый оборот Казахстана в 2013 году составил более 131 млрд. долларов.6 Главными экспортными товарами является продукция добывающей, топливно-энергетической, металлургической и химической промышленностей, а также зерновой индустрии. Основные торговые партнеры - страны СНГ и Балтии. Самый крупный торговый партнёр – Россия. Из государств дальнего зарубежья успешно развиваются торговые связи с Германией, Турцией, Швейцарией, Чехией, Италией, Китаем, США, Великобританией, Южной Кореей и другими.

Не смотря на наличие больших запасов природных ресурсов, Республика Казахстан принимает активные меры по развитию не сырьевых экспортно-ориентированных производств и осуществление постепенного перехода на производство высокотехнологичной продукции. В этих целях с 2010 года успешно реализуется Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан (ГПФИИР).

Однако комплекс предпринятых мер не позволил пока значительно изменить структуру экономики Казахстана. Большинство не сырьевых отраслей промышленности все еще характеризуются низкой производительностью и конкурентоспособностью. Страна остается подверженной колебаниям цен на сырьевые товары. В этой связи, правительством готовятся более агрессивные меры по реализации второй индустриальной пятилетки – ГПФИИР-2, которая намечена на 2015-2019 годы.

В целях содействия развитию экономики страны, обеспечению доступа казахстанской продукции на международные рынки, свободного передвижения товаров, капитала и рабочих ресурсов по Евразийскому региону, Республика Казахстан активно участвует в региональных интеграционных процессах. В 2010 году Казахстан вступил в Таможенный союз, а 29 мая 2014 года в Астане был подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) между Россией, Казахстаном и Белоруссией. На завершающей стадии находятся переговоры по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию.

В настоящее время страной начинает реализовываться новая стратегия развития «Казахстан-2050», основной целью которой является вхождение Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира к 2050 году. Новый курс развития должен привести к формированию в Казахстане конкурентоспособной и наукоемкой модели экономики.

С принятием Казахстаном «Стратегии «Казахстан 2050» и Концепции перехода к «зеленой» экономике, страной был выбран принципиально новый путь развития общества. Согласно Концепции, ключевую роль будет играть направленность государственной политики на снижение воздействия на окружающую среду, ресурсосбережение и достижение высокого уровня качества жизни населения.

Одним из центральных моментов в последовательном переходе к зеленой экономике является энергоэффективность. В настоящее время по показателю энергоемкости ВВП Казахстан находится в числе стран с наиболее высокими значениями. По мнению экспертов Хартии, в Казахстане сосредоточены значительные возможности повышения энергоэффективности в промышленности, энергетике, ЖКХ и транспорте.

С 2012 года в Казахстане был принят ряд законодательных актов, определяющих основные требования в области энергоэффективности, в качестве основного документа в настоящее время выступает закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Правительством Республики Казахстан также поставлена цель по снижению энергоемкости ВВП не менее чем на 40 % к 2020 году от уровня 2008 года.

Учитывая условия доступности дешевого топлива и поддержания на низком уровне тарифов на электроэнергию и тепло в Казахстане, мероприятия по энергосбережению требуют существенных инвестиций и имеют сравнительно длительные сроки окупаемости. Главной задачей государства в достижении поставленных целей по снижению энергоемкости ВВП является формирование эффективно работающей законодательной базы с целью стимулирования повышения энергоэффективности в энергоемких секторах экономики.

На энергетику приходится около 47% от общего потребления первичных энергетических ресурсов. При этом в сфере энергетики наблюдается высокая доля износа генерирующего и электросетевого оборудования, что в результате приводит к низкой эффективности генерации электроэнергии и сравнительно высокой величине потерь в электрических сетях.

В промышленном секторе, высокий уровень энергопотребления обусловлен, в первую очередь, деятельностью таких энергоемких отраслей экономики, как нефтегазовая, металлургическая и горнорудная. При этом существенно влияет на эффективность промышленности техническое состояние оборудования и проблема снижения загрузки предприятий. Ряд законодательных ограничений, принятых в части энергопотребления в промышленности пока не дал положительных результатов. Анализ утвержденных норм энергопотребления в промышленности показал их неприменимость к условиям работы части предприятий, особенно в горно-металлургической и угледобывающей отраслях.

В части жилищно-коммунального хозяйства, большинство существующего жилого фонда состоит из многоквартирных домов с центральным отоплением на основе котельных или ТЭЦ. Для сетей центрального отопления при текущем состоянии инфраструктуры характерна низкая эффективность и значительные потери тепла. В среднем, жилые дома в Казахстане потребляют в три раза больше энергии на единицу площади, чем в странах Северной Европы. Высокий уровень тепло потерь в основном связан с устаревшим оборудованием, а также с отсутствием должного ремонта.

На транспортный сектор приходится до 17% от общего потребления первичных энергетических ресурсов страны, при этом техническое состояние части парка автотранспортных средств и качество используемого топлива, оказывают существенное влияние на удельное потребление топлива и выбросы вредных веществ. Переход на новые стандарты качества топлива, внедрение современных навигационно-информационных систем позволят повысить энергоэффективность транспортного сектора и увеличить пропускную способность транспортной системы.

Эксперты Энергетической Хартии и Ассоциации KAZENERGY подготовили рекомендации2 по повышению энергоэффективности в основных энергопотребляющих отраслях экономики Казахстана:

В энергетическом секторе рекомендуется:

  • Развитие опыта привлечения инвестиций в модернизацию устаревшей инфраструктуры в секторах производства, передачи и распределения электроэнергии в целях минимизации потерь.
  • Внесение поправок в законодательство в части обеспечения надежности и качества электроснабжения, предусматривающих увеличение степени ответственности за несоблюдение требований по качеству электроэнергии, как электропроизводящими и электросетевыми компаниями, так и крупными потребителями электроэнергии. Также рекомендуется проработка вопросов сертификации электроэнергии.
  • Разработка и принятие государственной программы модернизации и развития электросетевых компаний (РЭК) с определением требуемых инвестиций и их источников, учитывающих основные задачи отрасли: снижение потерь, повышение надежности и качества электроснабжения, установление требований к собственникам РЭК по срокам их достижения с внесением соответствующих изменений в тарифы.
  • Рассмотрение возможности введения механизмов платы за реактивную мощность крупными потребителями электроэнергии и предоставление преференций электросетевым компаниям снижающим потери, для стимулирования мероприятий по компенсации реактивной мощности, и снижение потерь электроэнергии в электрических сетях.
  • Разработка механизмов стимулирования энергосбережения путем внесения изменений в правила и порядок формирования тарифов.

В промышленном секторе рекомендуется:

  • Усиление государственного контроля и организация мониторинга за ходом реализации планов по энергосбережению, составленных по результатам выполненных энергетических аудитов.
  • Содействие соблюдению стандарта ISO50001 – Энергетический менеджмент крупными промышленными предприятиями.
  • Пересмотр либо отмена утвержденных норм по энергопотреблению, ввиду их неприменимости для части промышленных предприятий.
  • Пересмотр существующих стандартов в отношении промышленного оборудования в целях продвижения применения наилучших технологических решений в области энергоэффективности, в том числе при модернизации и строительстве новых промышленных объектов.
  • Разработка и внедрение различных механизмов государственного стимулирования (добровольные программы, субсидии, льготные кредиты, налоговые льготы) для промышленных предприятий в целях поддержки мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
  • Подготовка и переподготовка кадров на базе кафедр профильных институтов и ВУЗов в области энергосбережения и энергоэффективности, проведение профессиональных тренингов, а также программ по квалификации и переквалификации.

В секторе ЖКХ (в т.ч. в освещении) рекомендуется:

  • Ужесточение требований к энергоэффективности новых и существующих зданий и выделения достаточных ресурсов для мониторинга за соблюдением требований законодательства,а также строительных норм и правил.
  • Усиление роли авторского и технического надзора за ходом строительства зданий и сооружений.
  • Внедрение системы поквартирного учета потребления тепла в новых зданиях для стимулирования конечных потребителей к регулированию их уровня теплопотребления; продолжение установки автоматических систем контроля теплопотребления и домовых теплосчетчиков в существующих многоквартирных зданиях.
  • Стимулирование региональных и местных органов власти к разработке целевых программ повышения энергоэффективности для выполнения требований по результатам аудитов и для внедрения специальных критериев по энергоэффективности при проведении процедур государственных закупок.
  • Разработка и внедрение финансовых механизмов для конечных потребителей, стимулирующих привлечение инвестиций в модернизацию существующих зданий для повышения их энергоэффективности.
  • В секторе распределения тепловой энергии и газа необходимо установление долгосрочных тарифов на экономически обоснованном уровне, предусматривающем инвестиционную составляющую в модернизацию и повышение энергоэффективности.
  • Активизация процесса разработки и принятия общих минимальных стандартов энергоэффективности в отношении энергопотребляющей продукции в рамках Евразийского экономического союза.
  • Создание необходимых условий для поддержки региональных/местных органов власти по вопросам разработки и осуществления проектов в отношении высокоэффективного уличного/городского освещения; внедрения стимулов в форме грантов или субсидий для содействия быстрому внедрению энергоэффективного уличного освещения на всей территории страны.

В сфере транспорта рекомендуется:

  • Выполнение оценки качества планирования городов, элементов транспортной инфраструктуры и организации движения. Необходимо на национальном и региональном уровнях создать систему индикаторов энергоэффективности транспортного сектора.
  • Усиление государственного контроля в части качества поставляемого на рынок моторного топлива.
  • Внедрение комплекса мер, регулирующих и стимулирующих ускоренное обновление парка транспортных средств.
  • Внедрение налоговых и финансовых льгот для поддержки использования энергоэффективных автомобилей и транспортных средств.
  • Повышение требований для соответствующих государственных органов и ведомств по повышению качества услуг, эффективности, доступности и комфорта существующих систем общественного транспорта с целью создания альтернатив использованию частных автомобилей в городских районах.
  • Внедрение навигационно-временных систем в целях оптимизации сектора транспортной логистики и повышения энергоэффективности движения грузового транспорта (в том числе железнодорожного).

В деталях с отчетом можно ознакомиться в приложении к данной заметке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................... 11

КысКаша баяндау ...................................................................................................................... 13

Краткое изложение.................................................................................................................... 17

Executive summary..................................................................................................................... 21

Исходная информация............................................................................................................ 25

Общие сведения о стране...........................................................................................................................................26

Производство первичных энергоресурсов.......................................................................................................30

Конечное энергопотребление.................................................................................................................................33

Политика в области энергосбережения и повышения

энергоэффективности............................................................................................................. 35

Энергоемкость экономики.........................................................................................................................................36

Государственная политика в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.................................................................................................................................................38

Тарифная политика в сфере энергетики..............................................................................................................44

Концепция по переходу РК к «зеленой экономике».......................................................................................50

Оценка потенциала энергоэффективности по секторам экономики.............. 53

Электроэнергетика......................................................................................................................................................54

Промышленный сектор...............................................................................................................................................61

Жилищно-коммунальное хозяйство......................................................................................................................77

Энергоэффективное освещение..............................................................................................................................87

Транспортный сектор...................................................................................................................................................89

Анализ лучших практик в области энергоэффективности.................................... 99

Промышленность........................................................................................................................................................ 101

Пример из практики 1. Программа энергетического аудита (ПЭА). Финляндия............................ 101

Пример из практики 2 - Система субсидирования в области энергосбережения и экологического консалтинга (EMA), Нидерланды........................................................................................ 103

Примеров из практики 3: Энергетическая сеть крупных промышленных предприятий

(ЭСКПП), Ирландия...................................................................................................................................................... 104

Пример из практики 4: Добровольные соглашения по энергосбережению в промышленном секторе, Финляндия................................................................................................................ 106

Пример из практики 5 - Промышленные предприятия с индивидуальными показателями

энергосбережения, Болгария................................................................................................................................ 108

Пример из практики 6 – Фонд устойчивого финансирования энергетики Польши.................... 110

Пример из практики 7 – Повышение энергетической эффективности на промышленных

предприятиях путем совершенствования методов управления спросом на энергию и

составления энергетических балансовых отчетов, Румыния................................................................. 112

Пример из практики 8 – Проект поддержки внедрения системы управления

энергопотреблением в промышленности, Норвегия................................................................................ 114

Пример из практики 9 – Энергетический менеджер, Италия................................................................. 116

Пример из практики 10 – Курсы подготовки энергетических менеджеров в промышленности, Литва....................................................................................................................................... 118

Пример из практики 11 – Программа «Мотор Чэлендж», Европейский Союз................................ 120

Пример из практики 12 – Рыночные стимулы: Система «белых сертификатов», Италия........... 122

Пример из практики 13 – Концепция Сервисной энергетической компании (ESCO),Финляндия...................................................................................................................................................................... 124

Пример из практики 14: Концепция СЭК (ESCO), Корея............................................................................. 126

Пример из практики 15 – Плата за реактивную мощность в странах ЕС........................................... 128

Жилищно-коммунальное хозяйство................................................................................................................... 130

Пример из практики 16 – Критерии национальных стандартов для энергопассивных и энергосберегающих зданий. Норвегия............................................................................................................. 130

Пример из практики 17 - Минимальные требования по энергоэффективности многоквартирных жилых домов, Латвия.......................................................................................................... 132

Пример из практики 18 – Энергетический аудит, Чешская Республика........................................... 134

Пример из практики 19 – Союз Ассоциаций собственников жилья (CAC), Болгария.................. 135

Пример из практики 20 – Обязательные процедуры в области госзакупок (касающиеся энергоэффективных технологий и технологий в области ВИЭ – «зеленые» госзакупки) в общественных зданиях, Греция......................................................................................................................... 137

Пример из практики 21 – Программа реновации и модернизации многоквартирных домов, Литва.................................................................................................................................................................. 139

Пример из практики 22 Программа поддержки энергоэффективной модернизации многоквартирных домов, 2010 год, Эстония.................................................................................................. 141

Пример из практики 23 – Программы в области повышения энергетической эффективности домашних хозяйств с низким уровнем доходов в контексте Стратегии Великобритании в области борьбы с топливной бедностью, Великобритания ........................... 144

Схема «Теплый фронт»............................................................................................................................................... 144

Пример из практики 24 -Обогреем Новую Зеландию: умный подход............................................... 150

Пример из практики 25 - Информационная система мониторинга энергоэффективности и учёта уровня сэкономленной энергии, Греция............................................................................................. 152

Пример из практики 26 - Субсидирование производства и распределения тепла, получаемого из ВИЭ, Норвегия............................................................................................................................. 154

Освещение и энергопотребляющие изделия................................................................................................ 157

Пример из практики 27 - Производственные стандарты и маркировка, Австралия................... 157

Пример из практики 28 - Маркировка и минимальные стандарты

энергоэффективности, КНР..................................................................................................................................... 159

Пример из практики 29 - Программа «Передовой продукт», Япония................................................. 161

Пример из практики 30 - Испытания и проверка бытовых электроприборов, Швеция............ 163

Пример из практики 31 - Инвестиции в инфраструктуру освещения мест общественного пользования, Латвия................................................................................................................ 165

Пример из практики 32 Субсидирование модернизации систем освещения общественных мест в малых муниципальных образованиях, Франция............................................ 167

Пример из практики 33 - План действий на 2011-2020 г : Повышение энергоэффективности действующих установок внутреннего освещения в общественных зданиях, Испания.............. 169

Пример из практики 34 - Бюджетно-налоговое стимулирования энергосбережения в хозяйственном секторе: Ecobonus 2014 и налоговые льготы на модернизацию и более

энергоэффективную бытовую электротехнику, Италия............................................................................ 171

Транспорт........................................................................................................................................................................ 173

Пример из практики 35 - Субсидирование электротранспорта, Франция....................................... 173

Пример из практики 36 – Экологическая и энергетическая эффективность транспорта, Канада............................................................................................................................................................................... 175

Пример из практики 37 – Повышение энергоэффективности автотранспорта, Словения......................................................................................................................................................................... 177

Пример из практики 38 - «Зеленый» налог для автовладельцев, Дания.......................................... 179

Пример из практики 39 - Субсидирование покупки «чистых» автомобилей, Швеция................ 181

Пример из практики 40 - Маркировка показателей энергоэффективности автомобиля, Португалия..................................................................................................................................................................... 182

Пример из практики 41 - Компания по обучению экологичному вождению и соревнования по экологичному вождению, Австрия................................................................................ 184

Пример из практики 42 - Комплексные меры по развитию общественного транспорта, Норвегия.......................................................................................................................................................................... 186

Пример из практики 43 - Программа энергосбережения в сфере общественного транспорта в 2005-2010 гг., Финляндия............................................................................................................. 188

Пример из практики 44 - Развитие «умных» транспортных систем, Польша................................... 190

Пример из практики 45 - Повышение эффективности и привлекательности общественного транспорта, Австрия................................................................................................................. 192

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →